В сентябре был выписан первый штраф за использование самокатов несовершеннолетними. Как это меняет отношение к аренде, за что блокируют пользователей и можно ли обойти ограничение, рассказали главы крупнейших сервисов Фото: Андрей Любимов / РБК Фото: Андрей Любимов / РБК

В сентябре по требованию дептранса Москвы «Яндекс Go», Whoosh и «МТС Юрент» увеличили штрафы за использование своих самокатов несовершеннолетними до 100 тыс. руб. Первый штраф и сразу на максимальную сумму за передачу управления самокатом несовершеннолетним был выписан «Яндексом» уже 13 сентября. Спустя несколько дней после этого «МТС Юрент» оштрафовал на аналогичную сумму супружескую пару за совместную езду на самокате.

Whoosh, «МТС Юрент» (владелец — МТС) и «Яндекс Go» (принадлежит «Яндексу») — лидеры рынка аренды самокатов в России. Согласно апрельским данным портала «Трушеринг», их общая доля составляет 96,7%. В 2023 году объем российского рынка кикшеринга достиг 22,3 млрд руб., что на 67,5% больше по сравнению с 2022-м. В течение года сервисами аренды электросамокатов в России воспользовались порядка 21 млн человек. В интервью РБК основатель и гендиректор Whoosh Дмитрий Чуйко, гендиректор «МТС Юрент» Иван Туринге и руководитель сервиса «Самокаты» в «Яндекс Go» Леонид Ясиновский рассказали, что, по их мнению, нужно сделать, чтобы снизить число нарушителей правил и повысить безопасность езды на самокатах.

Оглавление

«Количество нарушений для блокировки зависит от их тяжести»

Как сервисы отслеживают нарушения пользователей— Как вы отслеживаете нарушения правил пользователями?

Иван Туринге: В крупных городах, таких как Москва, используем дорожные камеры, которые фиксируют нарушения не только автомобилей, но и самокатов. «МТС Юрент» проводит совместные рейды с Госавтоинспекцией, в ходе которых сотрудники ведомства останавливают пользователей, проверяют документы и выявляют их возраст. Наши консультанты постоянно наблюдают за ситуацией на улицах. Если два человека катаются на одном самокате, это в большинстве случаев фиксируется. Также мы активно сотрудничаем с московскими властями и Центром организации дорожного движения (ЦОДД) в части передачи данных о нарушениях. В перспективе хотели бы передать функцию вынесения штрафов государству, так как у него больше возможностей воздействовать на пользователей. Наша цель — предоставлять сервис и работать над безопасностью.

Дмитрий Чуйко: Способы выявления нарушителей разнообразны. У нас есть собственные сервисные команды, которые работают в городе и занимаются обслуживанием самокатов, а также пользователи, которые сообщают о нарушениях через поддержку и соцсети. Также есть бот Ассоциации операторов микромобильности для направления штрафов. Наиболее эффективным методом остаются камеры видеонаблюдения — они фиксируют нарушения в моменте и обеспечивают неотвратимость наказания.

Леонид Ясиновский: В этом сезоне на свои самокаты в Москве и Петербурге и в других городах «Яндекс Go» установил укрупненные номера — это упростило фиксацию нарушений. Для тех, кто заметил нарушение, в режиме 24/7 также работает служба поддержки. И, конечно, нам помогают транспортные структуры — ГИБДД и ЦОДД в Москве или сотрудники платной парковки в Санкт-Петербурге. В столицах нам, например, передают фото и видео с городских камер, которые фиксируют нарушения по номерам на самокатах. Еще у нас в этом сезоне появились специальные сотрудники — скауты-штраферы, которые следят за соблюдением ПДД и правил парковки на улицах.

Общество В Москве сообщили о падении числа ДТП с самокатами на 48%

— Видите ли вы влияние ужесточения мер на поведение пользователей сервиса?

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Про введение новой схемы выписывания штрафовДмитрий Чуйко: Самое главное, чтобы наказание за нарушение было неизбежным, а не зависело от размера штрафа. Для этого нужно создать систему, которая будет работать по аналогии со штрафами для автомобилистов. Сейчас Whoosh и другие сервисы работают с дептрансом Москвы над тем, чтобы штрафы за нарушения правил пользования самокатом выставлял регулятор. Это повысит ответственность пользователей, поскольку восприятие штрафа сильно различается в зависимости от его источника. Регулятор имеет больше ресурсов и возможностей для взыскания штрафов, что повышает вероятность их уплаты и позволяет применять дополнительные санкции за неуплату. Также это поможет избежать ситуации, когда разные компании применяют различные подходы к штрафованию.

Иван Туринге: Наша первоочередная задача — не оштрафовать, а предупреждать. Штрафы нужны, чтобы у пользователей не возникало желания нарушать правила. В 2024 году мы уже выписали порядка 170 тыс. штрафов и заблокировали около 46 тыс. аккаунтов. Мы считаем, что проактивная работа и информирование о последствиях — это правильный подход. Если это не сработает, принимаем более строгие меры. У государства больше возможностей обеспечить неотвратимость наказания, поэтому, конечно, мы бы хотели, чтобы штрафы взимал именно регулятор, как это происходит с автомобильным транспортом.

Леонид Ясиновский: Мы видим влияние совокупности мер: и штрафов, и обучения, и технологий. Высокие штрафы касаются только малого процента пользователей, для которых опасный стиль вождения — это норма. У каждого сервиса, и у нас в том числе, есть собственные штрафы, которые мы применяем на основе оферты сервиса. Они выписываются за нарушения правил аренды, которые чаще всего дублируют пункты ПДД. Такая работа операторов приводит к снижению количества нарушений, но контрольная роль все же должна оставаться у органов правопорядка в лице ГИБДД. В каршеринге есть хорошая схема: базовый штраф от регулятора, а в случае серьезных нарушений — дополнительный от сервиса. Мы двигаемся в этом направлении, чтобы и дальше нивелировать небезопасные сценарии вождения.

— Что, помимо штрафов, может решить проблемы?

Иван Туринге: Одной из ближайших инициатив является регистрация всех средств индивидуальной мобильности (СИМ) в едином реестре. Считаем, что регистрировать там нужно не только самокаты, которые сдаются в аренду, но и частные. Шеринг может снижать скорость в местах большого скопления людей, но частные пользователи остаются в серой зоне. Они могут передвигаться с любой скоростью, несмотря на существующие ограничения, так как не имеют таких механизмов контроля.

Дмитрий Чуйко: Неотвратимость наказания важнее штрафов. Большое значение имеет развитие инфраструктуры и информирование пользователей о правилах, внедрение технологий. Мы разработали систему, которая определяет, едет ли на самокате один или несколько человек. Если система подозревает нарушение, скорость самоката снижается, а пользователю приходит уведомление с просьбой слезть. В большинстве случаев второй пассажир уходит с самоката.

Леонид Ясиновский: Обучение и технологии. В сезоне 2024 года больше половины пользователей — новички. Чтобы они управляли самокатом ответственно, мы проводим регулярное обучение в офлайн-формате. А в приложении есть постоянный блок про ПДД и обязательный обучающий раздел перед первой поездкой. Надеемся, что в следующем сезоне штрафовать будем реже — недавно анонсировали новую технологию против езды вдвоем на одном самокате. Наши самокаты будут замедляться до скорости пешехода (5 км/ч), если на них будет больше одного человека. Это нарушение входит в тройку самых частых, планируем снизить показатели по нему до околонулевых.

— Как работаете с пользователями, которые неоднократно нарушают правила?

Иван Туринге: Блокируем их. Количество нарушений для блокировки зависит от их тяжести. Например, за вождение в состоянии алкогольного опьянения или за использование самоката несовершеннолетними блокировка ожидает сразу. За неправильную парковку сначала будет предупреждение, затем штраф, а при повторных нарушениях — блокировка.

Дмитрий Чуйко: В этом году Whoosh заблокировал 317 тыс. аккаунтов в России. Есть легкие нарушения, например правила парковки, за это аккаунт обычно не блокируется сразу, но, если пользователь систематически нарушает это правило, его могут заблокировать. Езда вдвоем, аварии или передача управления детям — это более серьезные нарушения. В таких случаях аккаунт блокируется сразу, плюс выписывается штраф.

Леонид Ясиновский: У нас есть временные и постоянные блокировки доступа к сервису. Они действуют, например, на несовершеннолетних пользователей и на тех, кто передает им аккаунты.

— Помогает ли блокировка аккаунтов не допустить несовершеннолетних за руль самоката? Есть ли попытки обойти ограничение?

Фото: Андрей Любимов / РБК

Иван Туринге: Такие попытки бывают. Пользователи создают фейковые аккаунты и используют ботов для обхода системы. Чтобы избежать таких ситуаций, используем инструменты МТС, включая МТС ID, для идентификации пользователей. У нас есть антифрод-команда, которая анализирует подозрительные активности и предотвращает несанкционированный доступ к сервису.

Дмитрий Чуйко: Блокировка помогает лишь частично, пользователи постоянно пытаются ее обойти. Например, некоторые родители сами регистрируют детей на свои аккаунты. Мы стремимся ужесточать правила в отношении несовершеннолетних, так как аварийность среди молодежи выше, особенно среди тех, кому 15 лет и младше. Чтобы бороться с этим, мы внедрили систему, которая позволяет блокировать не только аккаунты, но и устройства, с которых они создаются. Даже если пользователь попытается зарегистрировать новый аккаунт, он не сможет это сделать. Если есть подозрение, что пользователь не соответствует возрастным требованиям сервиса, его аккаунт отправляется на дополнительную верификацию, и, если она не пройдена, аккаунт блокируется.

Леонид Ясиновский: В этом сезоне «Яндекс Go» заблокировал 22 тыс. аккаунтов несовершеннолетних еще до их первой поездки на самокате. Если аккаунт передает взрослый, мы находим такие поездки с помощью городских камер или жалоб очевидцев и блокируем их аккаунты.

Технологии и медиа «Яндекс» анонсировал технологию замедления самокатов при езде вдвоем

— Как компания информирует пользователей о новых правилах и выписанных штрафах? Как на это реагируют пользователи? Как вы реагируете на эти отзывы/мнения?

Дмитрий Чуйко: Whoosh использует множество способов для информирования пользователей: email-рассылки, push-уведомления, баннеры в приложении, обновления в оферте, которую подписывают пользователи. Также открываем школы вождения в городах, где обучаем Правилам дорожного движения и безопасному использованию самокатов. Дополнительно активно используем соцсети и сотрудничаем с городскими властями для распространения информации. Видим, что многие пользователи поддерживают ужесточение правил, так как сами соблюдают их. Но есть и негативные отзывы, где нас обвиняют в том, что мы зарабатываем на штрафах. Наша цель — не извлечение прибыли из штрафов, а повышение безопасности. Мы даже инициировали совместные проекты с другими операторами, чтобы направлять средства от штрафов на развитие инфраструктуры. Более 99% наших пользователей соблюдают правила, негативная реакция в основном исходит от тех, кто их нарушает.

Иван Туринге: В «МТС Юрент» есть служба поддержки и собственный ситуационный центр, который получает информацию о правонарушениях. Мы также создали чат-бот, которому человек может рассказать об увиденном нарушении, в перспективе планируем внедрить его по всей стране. Для коммуникации с пользователями используем push-уведомления и СМС — для информирования о ПДД и уведомления о штрафе. Реакция пользователей разная: кто-то недоволен штрафами, ругается с поддержкой, когда получает их, но многие относятся понимающе — это вынужденная мера, которая направлена на то, чтобы все пользователи ездили безопаснее. У нас нет цели зарабатывать на штрафах, поэтому эти средства мы вкладываем в образовательные или инфраструктурные проекты.

Леонид Ясиновский: Мы информируем о новых правилах и штрафах в приложении «Яндекс Go». Пользователи в основном поддерживают справедливые меры за нарушения безопасности поездок, что стимулирует соблюдение правил и помогает поддерживать порядок на улицах.

Whoosh был основан в 2019 году Дмитрием Чуйко. Сервис работает в 60 городах России и за рубежом, управляя парком 213 тыс. СИМ. Выручка за 2023 год — 10,7 млрд руб.

«Юрент» был образован в 2018 году, в январе 2024-го 80,6% сервиса купила МТС, после чего он изменил название на «МТС Юрент». Сервис управляет флотом из более 150 тыс. электросамокатов в 175 локациях в России. Финансовые показатели не раскрываются.

«Яндекс Go» появился в 2022 году. У компании 65 тыс. самокатов. Сервис присутствует в Москве и области, Краснодаре, Санкт-Петербурге и области, Екатеринбурге, Туле, Казани и ряде других городов. Финансовые показатели не раскрываются.

«Многие пользователи вынуждены ездить по проезжей части»

Фото: Андрей Любимов / РБК

Про количество штрафов и ДТП с участием самокатов— Как изменилось число поездок и число аварий с участием электросамокатов в уходящем сезоне (в Москве закончится в середине ноября, в Санкт-Петербурге — в 20-х числах месяца)?

Иван Туринге: В январе—сентябре этого года число поездок на самокатах «МТС Юрент» увеличилось на 64% по сравнению с тем же периодом 2023-го. Доля инцидентов среди наших пользователей составляет 0,0095% от общего числа поездок, из этого показателя лишь 20% — это ДТП. Остальные инциденты связаны с падениями с самокатов. Увидели снижение количества ДТП до 30% в отдельных городах по сравнению с прошлым годом, что связано с улучшением культуры вождения, которую мы поддерживаем через инвестиции в школу безопасного вождения и развитие инфраструктуры.

Дмитрий Чуйко: Среди пользователей Whoosh в среднем по России показатель аварийности остается стабильным и не повышается от сезона к сезону. При этом в Новокузнецке аварийность в уходящем сезоне снизилась на 29%, а в Волгограде — на 20%.

Леонид Ясиновский: Интерес к кикшерингу растет, что видно на примере Москвы. В столице на самокатах «Яндекса» ежедневно совершается 250 тыс. поездок, что в три раза больше, чем в прошлом сезоне. В среднем на один самокат приходится семь поездок в день по сравнению с пятью в прошлом году. По профилю использования кикшеринг становится все больше похож на общественный транспорт: более 40% поездок на самокатах приходится на утренние и вечерние часы пик. Что касается аварий, 99,999% поездок в кикшеринге «Яндекс Go» совершаются без инцидентов и происшествий. По происходящим ДТП мы видим, что их большая часть (60%) происходит на стыке автомобильной и пешей инфраструктуры, когда пользователи СИМ и другие участники дорожного движения двигаются в одном потоке с разной скоростью. Именно поэтому так важно работать над выделенными полосами и инфраструктурой для самокатов.

Про сотрудничество между конкурирующими сервисами— Сотрудничаете ли вы с конкурирующими сервисами самокатов? В какой области готовы расширять такое сотрудничество?

Иван Туринге: Например, в приложении «Яндекс Go» пользователи могут арендовать самокат «МТС Юрент», что показывает нашу стратегию партнерства даже с конкурентами. Еще реализуем проекты по созданию велодорожек и парковок, где инвестиции и ресурсы делятся между всеми основными операторами, включая «МТС Юрент», Whoosh и «Яндекс Go». Инвестиции в инфраструктуру распределяются гибко: мы можем совместно финансировать одну улицу или делить расходы на разные участки города.

Дмитрий Чуйко: Мы взаимодействуем на базе Ассоциации операторов микромобильности и регулярно инициируем совместные проекты, которые считаем полезными для рынка. В Москве мы совместно устанавливаем парковки, в других городах занимаемся разметкой парковок и созданием велодорожек. Практически в каждом городе, где мы работаем вместе, реализуем проекты по улучшению инфраструктуры. В целом в этой сфере определенно есть пространство для улучшений, и мы активно над этим работаем.

Леонид Ясиновский: Помимо разработок велополос, у нас с другими сервисами есть «полевые» специалисты, которые следят за тем, чтобы самокаты аккуратно стояли на парковках и никому не мешали. Сейчас мы также вырабатываем подход к вопросу квотирования. Раньше операторы наращивали парк, не оценивая единое количество самокатов и их распределение по районам. Чтобы СИМ были грамотно распределены, нужны общие критерии. Это работает в отношении любого общественного транспорта, будет работать и в отношении самокатов.

Общество Собянин заявил об отсутствии планов строить дорожки для электросамокатов

Как еще нужно регулировать кикшеринг— Чего, по вашему мнению, не хватает в существующем регулировании кикшеринга?

Фото: Андрей Любимов / РБК

Иван Туринге: Мы положительно относимся к регулированию, так как отрасль развивается и требует порядка. Необходима поддержка государства, особенно в администрировании штрафов, где у него больше рычагов. Это повысит восприятие кикшеринга и заставит пользователей задуматься о последствиях нарушений. Сами сервисы аренды самокатов инвестируют средства в велопарковки, выделенные полосы для СИМ и образовательные программы по безопасному вождению. В этом году «МТС Юрент» вложил более 47 млн руб. в инфраструктуру и планирует увеличивать инвестиции, чтобы создать порядок в городах и убрать самокаты с тротуаров. Тем не менее инфраструктуры все еще недостаточно как в Москве, так и в регионах. Надеемся на сотрудничество с государством для совместного развития городской среды. Снижение средней скорости до 30 км/ч для автомобилей могло бы значительно повысить безопасность, не требуя дополнительных затрат на строительство инфраструктуры. Сейчас такая инициатива обсуждается с Госдумой, Советом Федерации и Минтрансом.

Дмитрий Чуйко: Важно не только вводить ограничения и штрафы, но и создавать условия для безопасного и удобного использования самокатов, развивать инфраструктуру. Сейчас многие пользователи вынуждены ездить по проезжей части, хотя по ПДД это запрещено. При этом на узких тротуарах им неудобно из-за пешеходов. Логично рассмотреть возможность разрешения движения самокатов по краю дороги, как это сделано для велосипедов, особенно в условиях низкой интенсивности автомобильного движения. Обсуждаем эти вопросы с Минтрансом и другими операторами, но конкретных законопроектов пока нет. Надеемся на позитивные изменения в будущем.

Леонид Ясиновский: Важно приучать жителей ездить по выделенным полосам, чтобы избежать конфликтов с другими участниками движения. В сезоне 2024 года совместно с городскими властями Москвы и другими операторами начали разработку велополос и уже создали одну из них на Цветном бульваре. Это первый инфраструктурный проект, реализованный за счет инвестиций сервисов аренды. В ближайшее время мы будем масштабировать его в других районах: Хамовниках, Донском районе и кластере «Флакон». Это может стать началом большого преобразования, интегрирующего кикшеринг в городскую инфраструктуру. Также инвестируем в разработку специальных парковок для СИМ — это дополнительные парковочные дуги или зоны на улицах со специальной разметкой. В этом сезоне начали обустраивать дополнительные парковки у станций метро в спальных районах, где раньше их не было. За три года работы мы инвестировали более 63 млн руб. в закупку и установку парковок для самокатов. В Москве установлено более 10 тыс. самокатных парковок.

Что ждет рынок самокатов на фоне ограничений— Как оцениваете перспективы развития рынка аренды электросамокатов? Что предполагает ваша стратегия развития в ближайшие годы?

Иван Туринге: Перспективы рынка аренды электросамокатов остаются позитивными, несмотря на новые законодательные требования. Видим, что спрос еще не удовлетворен, особенно в крупных и северных городах России. Наша стратегия на ближайшие 3–5 лет заключается в насыщении существующих городов самокатами и расширении географии присутствия до более чем 300 новых городов в течение двух лет. Это позволит превратить самокаты из развлекательного транспорта в повседневный и доступный каждому. Важным аспектом является создание ребилд-центров для восстановления старых самокатов, что поддержит локализацию производства в России.

Леонид Ясиновский: Безопасность останется приоритетом. Мы будем внедрять новые технологии, например против езды вдвоем, как анонсировали. Также продолжим масштабировать образовательные проекты в том числе на будущих пользователей. Совместно с департаментом образования запускаем уроки по безопасному вождению самокатов для московских школьников. Так, к 18 годам, когда можно будет арендовать самокаты, все будут знать правила и нести ответственность. Сервис продолжит открываться в новых городах — в этом сезоне география нашего присутствия выросла почти в два раза. Парк СИМ будет тоже расширяться, не только количественно, но и качественно. Мы планируем наращивать парк самокатов собственной разработки и разрабатывать новые модели.

Дмитрий Чуйко: Долгосрочная стратегия — поддерживать лидерство в своей сфере. Фокусируемся на создании удобного, доступного и безопасного транспорта.

От admin