2022 год стал важной вехой не только с точки зрения ухода мировых автопроизводителей из России. Вместе с ними страну покинули поставщики компонентов и «расходников», в том числе технических жидкостей — моторных и трансмиссионных масел.
Отечественные производители изначально не покрывали всех потребностей рынка; на смену всемирно известным брендам пришли малоизвестные турецкие и китайские компании. Частично решить проблему возможного дефицита помог параллельный импорт, однако вместе с ним значительно увеличилась и доля контрафакта: в моторы автомобилей все чаще стали попадать сомнительные жидкости, не отвечающие стандартам производителей и международным спецификациям.
О том, что сейчас происходит на российском рынке масел, рассказали редакции Autonews представители лаборатории «МИЦ ГСМ» и участники автомобильного бизнеса.
Подделок стало больше
Доля поддельных автомобильных масел на российском рынке была высокой всегда. По состоянию на октябрь 2023 года Союз автосервисов оценивал долю контрафакта в этой категории автомобильных товаров в 30–50%. За последний год ситуация стала только хуже. По оценке руководителя сервисного направления автомобильного маркетплейса FRESH Александра Носко, в августе 2024 года примерно 54% представленного в продаже масла было контрафактом.
В независимой лаборатории «МИЦ ГСМ», занимающейся, в том числе, проверкой на соответствие автомобильных масел, затруднились дать оценку состояния рынка на предмет контрафакта, сославшись на то, что не могут знать целей и причин заказываемых работ со стороны клиентов. При этом замуправляющего группой компаний Мария Соколова подчеркнула, что услуга проверки на оригинальность стала очень востребованной ввиду роста опасений: «только за II квартал этого года по сравнению с I рост заказов этой услуги составил более 40%, но при этом «зеленых» протоколов (подтверждающих оригинальность масла) по ней — порядка 80%».
Андрей Кочнев, руководитель отдела автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг», подтвердил, что поддельных масел стало значительно больше. Чаще всего имитируются продукты самых популярных брендов. К числу лидеров по этому показателю он отнес Mobil 1 и Castrol.
Появились ли альтернативы
По словам экспертов, дефицита масел удалось избежать, сейчас ситуация стабильна. Однако, по наблюдениям Андрея Кочнева, сегодняшний рынок, по сути, разбит на три крупных сегмента с подсегментами:
- отечественные масла;
- масла, ввозимые по параллельному импорту;
- продукты из Китая и прочих дружественных стран.
Это привело к тому, что цены перестали быть показателем качества. Вместе с тем, «рынок успешно заполняет все ниши, где есть спрос. Более того, конкуренция очень высокая, что гарантирует широкий выбор масел для автомобилистов».
Александр Носко подтвердил, что освободившиеся после ухода ряда западных компаний ниши заняли новые игроки, в том числе отечественные, корейские и китайские производители. Сложно достать лишь некоторые позиции. В их числе: оригинальное масло к машинам Nissan, BMW, Mercedes — такие жидкости поставляются параллельным импортом из Японии, что повышает риск подделок. Доля крупных поставщиков Mobil1, ZIC, Motul, сокративших официальные поставки в РФ, не превышает сейчас 10% от всего объема рынка моторных масел.
Доля крупных поставщиков Mobil, ZIC, Motul, сокративших официальные поставки в РФ, не превышает сейчас 10% от всего объема рынка моторных масел
Кочнев подчеркнул, что среди китайских масел качество очень сильно разнится: продукция из Поднебесной вряд ли закрыла премиальную и массовую ниши. Специалист отметил, что официальные поставки масел Shell, Total, Mobil 1 и Castrol приостановлены. Остальные бренды так или иначе остались.
Что с российскими моторными маслами
Российские производители автомобильных масел воспользовались моментом и начали активно вкладываться в производство не только масел, но и присадок к ним. Как именно могут сказаться новые присадки на ресурсе двигателей, затруднились ответить даже представители «МИЦ ГСМ»: по словам Марии Соколовой, специальных исследовательских работ для широкой аудитории о влиянии определенных пакетов на какие-либо эксплуатационные показатели в лаборатории не проводилось, поскольку не было таких заказов.
Андрей Кочнев отметил, что качество российских масел за последнее время сильно подросло. К примеру, «Лукойл» получил одобрение производителя по премиальным брендам Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover, в том числе к современным дизельным двигателям с сажевым фильтром.
Александр Носко также считает, что российские производители успешно ликвидировали дефицит: «Лукойл», «Рольф», «Синтек» имеют все необходимые допуски для использования в современных автомобилях, в том числе, во всех машинах китайских марок. Это уже привело к росту их доли с 7 до 15% за I полугодие.
Подходят ли машинам моторные масла по параллельному импорту
Масла известных брендов, попадающие на российский рынок по параллельным каналам, не являются подделками, но их состав и рецептура могут отличаться от той, что была в аналогичных «официальных» маслах. Это подтвердили редакции Autonews.ru представители «МИЦ ГСМ». Иными словами, одно и то же масло конкретного производителя, к примеру, для ОАЭ и для России, по составу может быть разным.
«Состав масел известных брендов, произведенных на различных заводах, может отличаться, — отметила Мария Соколова. — Но для потребителя важен не столько сам состав, а что масло соответствует уровню тех эксплуатационных свойств, что заявлены на этикетке в виде отраслевых спецификаций или допусков автопроизводителей, рекомендованных к использованию на нашем рынке».
Проверить соответствие масла можно, заказав услугу «проверка оригинальности» (на основе обширной базы данных по различным заводам-производителям по всему миру) или услугу «подтверждение качества продукта». В последнем случае проверяется соответствие требованиям указанных на этикетке масла отраслевых спецификаций (API, ACEA) по уровню соответствующего комплекса физико-химических параметров. Сделать это может, в том числе конечный потребитель.
Переплачивать за бренд или лить наше
Александр Носко считает, что в текущей ситуации покупателям «не стоит переплачивать за бренд», поскольку «российские масла не уступают по качеству зарубежным, а шансы приобрести подделку равнозначны вне зависимости от марки и страны-производителя данной технической жидкости».
При этом, по мнению специалиста, сервисным центрам проще закупать масло в бочках — такое масло сложнее подделать, чем 4–5-литровые канистры: поставками занимаются официальные поставщики и импортеры, риски получить контрафакт минимальны. Стоимость разливного масла намного меньше, чем у расфасованного.
В «МИЦ ГСМ» рекомендаций по выбору масел по брендам и странам происхождения не дали: независимая лаборатория не занимается сравнением качества различных продуктов между собой, а лишь осуществляет проверки. Однако в лаборатории дали совет, позволяющий обезопасить себя при покупке масла.
На ряд продуктов, представленных на маркетплейсах, уже выдан сертификат качества. Для подтверждения соответствия в лабораторию обращается продавец, специалисты тестируют продукт и выдают желтую плашку на карточку товара. Это позволяет конечному покупателю не беспокоиться о том, что товар может быть «левым». В течение всего срока действия сертификата/плашки товар закупается тайным покупателем и проверяется в лаборатории.
Андрей Кочнев порекомендовал россиянам не слишком доверять маркетплейсам, рынкам и другим неофициальным магазинам. Покупать масло, по его мнению, лучше в дилерских центрах или СТО: «Они дают гарантию как на проведенные работы, так и на запасные части, в том числе масла. Поэтому эти участники рынка не заинтересованы в реализации контрафакта».
Прежде популярным брендам (Shell, Total, Mobil 1, Castrol) специалист порекомендовал предпочесть качественные альтернативы. «Стоимость оригинальных европейских масел неоправданно высока. Поэтому мошенники, подделывающие масла, пытаются нажиться на популярных брендах, в сложившейся цене которых маржа существенно выше», — напомнил эксперт.
Александр Носко отметил, что с февраля 2025 года все моторные масла будут проходить процесс маркировки. Предполагается, что это существенно сократит процент контрафакта на рынке. Он также выразил мнение, что российские масла не уступают по качеству зарубежным, а «шансы приобрести подделку равнозначны вне зависимости от марки и страны-производителя данной технической жидкости».
Материалы по теме:
- Какие проблемы чаще всего ждут владельцев подержанных «китайцев». Список
- Средняя стоимость автозапчастей для «китайцев» за год увеличилась на 45%
- В России нашли способ упростить поиск автозапчастей с гарантией
- Перевозки из Китая подорожали. Что будет с ценами на машины и запчасти