Атом стал еще немного ближе к реальности: российская компания Кама, которая занимается разработкой этого электромобиля, показала финальную версию интерьера. По плану, именно такой салон будет у серийного Атома, производство которого должно начаться примерно через год. Общая концепция интерьера осталась той же, что у концепт-кара 2023 года, однако проработка сделана более тщательно.
Важно, что у Атома сохранились распахивающиеся в разные стороны двери с единым проемом без центральной стойки. Основную нагрузку при боковом ударе берут на себя массивные пороги, ведь в пол также интегрирован мощный корпус тяговой батареи. Замки дверей расположены на порогах и на крыше, плюс створки замыкаются друг с другом.
По плану, все двери Атома будут иметь электропривод, поэтому внутри установлены лишь кнопки для его активации, однако по правилам сертификации есть и резервные механические рукоятки отпирания замков: они спрятаны под заглушками в подлокотниках. Пульт управления стеклоподъемниками на водительской двери решен необычно: сама клавиша только одна, но рядом есть блок из четырех маленьких кнопок, которыми выбирается нужная дверь. Итого пять клавиш вместо привычных четырех: сомнительное решение.
Отказом от центральных стоек продиктовано расположение передних ремней безопасности: они полностью интегрированы в кресла. Сами сиденья будут иметь базовый набор электрических регулировок, включая настройку по высоте. Но пультов электроприводов не видно: все это упрятано в медиасистему. Дефлекторы вентиляции замаскированы под козырьком передней панели.
Вообще по уровню минимализма интерьер Атома готов поспорить с современными китайскими электромобилями. Потому что основной орган управления второстепенными функциями — сенсорный экран — интегрирован в руль! По словам разработчиков, они долго бились над реализацией этой идеи: за все время было спроектировано аж 45 вариантов такого рулевого колеса, и в итоге эту концепцию удалось реализовать так, чтобы она не конфликтовала с нормами безопасности и сертификации.
Например, шеф-дизайнер Атома Александр Павлович уверяет, что встроенный экран не мешает даже держать руль «хватом сверху». Так это или нет — еще предстоит выяснить: пока интерьер показан только на картинках. Но именно такой «экраноруль» станет главной фишкой машины: как выразился тот же Павлович, «без этого руля Атом — не Атом».
На передней панели есть только четыре кнопки: это пульт управление трансмиссией, расположенный по центру. И его пришлось установить опять же из-за требований сертификации, при этом выбирать режим трансмиссии можно и с экрана на руле. Еще одна аппаратная кнопка — это «аварийка» на потолочной консоли. Там же расположен блок индикаторов (например, о непристегнутых ремнях) и аварийных пиктограмм, которые должны быть реализованы вне дисплея. Салонное зеркало заднего вида — со встроенным экраном, на который транслируется картинка с задней камеры (при включении реверса) или подсказки ассистирующей электроники.
У Атома нет даже подрулевых рычажков! За поворотники отвечает двуплечая клавиша на левой спице руля, за дальний свет и дворники — отдельные кнопки на правой спице. А джойстики на обеих спицах будут иметь комбинированный режим работы (аппаратные и сенсорные нажатия) и их можно будет запрограммировать на самые необходимые функции. Вместо центральной консоли — две площадки для беспроводной зарядки гаджетов, хотя у их основания предусмотрены вырезы, в которых удобно проложить провода для подключения к USB-C.
По задумке разработчиков, пользоваться сенсорным экраном на руле водителям Атома придется нечасто. Во-первых, потому что у операционной системы Атом ОС будет развитая система голосового управления. А во-вторых, отображение самых необходимых данных (включая навигацию с дополненной реальностью) все-таки возложено на большой проекционный дисплей, который расположен перед водителем.
Центральный бокс-подлокотник между передними сиденьями изначально не был предусмотрен проектом, но его все же сделали — и встроили в крышку бокса NFC-передатчик. Поднеся к обозначенному месту смартфон, можно в открывшемся браузере открыть удаленный доступ к разным функциям Атома. Освещение салона сделано с фантазией: на потолке установлен длинный продольный плафон, состоящий из двух секций (передняя и задняя), которые можно включать по отдельности или вместе. Плюс настраиваемая контурная подсветка в дверях и передней панели.
На старте продаж Атом будет предложен только с комбинированной обивкой сидений (ткань и кожзам) и с двумя цветовыми решениями отделки (кожзам черного или белого цвета). Вставки на передней панели и дверях сделаны из той же ткани, что и на сиденьях. Базовое оснащение — шесть подушек безопасности (фронтальные, боковые спереди и занавески на всю длину салона).
Серийный Атом будет иметь четырехместный салон: в отличие от концепт-кара, задний ряд отформован под двоих седоков, здесь два ремня безопасности и два подголовника. Есть подогрев сидений, откидной центральный подлокотник (со встроенными разъемами USB-C) и крючки для одежды (с тыльной стороны передних подголовников). По простору на втором ряду Атом должен соперничать с бизнес-седанами вроде Тойоты Camry. Багажник, понятное дело, скромный: 345 литров под полочкой или 1020 литров со сложенным задним диваном.
Показать интерьер вживую и познакомить с мультимедийными возможностями Атома разработчики обещают в конце этого года, когда на заводе Москвич будет собрана партия предсерийных автомобилей: сейчас идет установка производственной оснастки. Ну а начало серийного выпуска назначено на середину 2025-го.