Фото: Shutterstock
Одно из самых заметных IPO прошедшего лета в Индии произошло на рынке сари — рынке, который мог бы погибнуть под давлением европеизированной «быстрой моды», но вместо этого успешно развивается и, по версии некоторых аналитиков, готов вырасти с 2021 по 2025 год вдвое. Как Saraswati Saree Depot построила свой успех, кто составляет ей конкуренцию и по каким законам развивается этот сегмент рынка?
Главные герои
Компания Saraswati Saree Depot Limited — это семейный бизнес, который, прежде чем дорасти до выхода на биржу, развивался практически с нуля в течение 60 лет. Предприятие основал Лаксмандас Дульхани и его семья — жена Такибаи, две дочери и пятеро сыновей.
Первую попытку основать свое дело Лаксмандас предпринял в 1964 году без участия семьи: вместе с тремя друзьями на совместный капитал в размере 25 тыс. рупий в съемном помещении площадью 200 квадратных футов он открыл фирму Saraswati Saree. Не все бизнес-партнеры были готовы к трудностям своего дела: один из них быстро обеспечил молодой компании убыток в размере 100 тыс. рупий. Тогда Дульхани взял кредит и перезапустил производство — на этот раз уже один, опираясь только на поддержку семьи. Сейчас Saraswati Saree Depot возглавляет сын Лаксмандаса Шанкар. Всего в компании девять директоров, и четверо из них носят фамилию Дульхани.
Что происходит на рынке этнической одежды в Индии
Перед IPO в Saraswati опубликовали финансовый отчет, который подчеркнул стабильный рост компании. С марта 2022 по март 2024 года объем активов вырос с 1,6 млрд рупий ($19 млн) до 2 млрд рупий ($23 млн). Выручка за тот же период выросла с 5,5 млрд рупий ($65 млн) до 6,1 млрд рупий ($72 млн), а прибыль после уплаты налогов — со 124 млн рупий ($1,4 млн) до 295 млн рупий ($3,5 млн).
Что продают
Компания Дульхани создала уникальную b2b-модель оптовой продажи сари, отмечают на рынке. Сегодня с ней сотрудничают более чем 900 поставщиков и 13 тыс. байеров, которые в основном являются полуоптовыми или розничными торговцами. С Saraswati Saree Depot сотрудничают поставщики из ключевых регионов Индии: Сурата, Варанаси, Мау, Мадурая, Дхармаварама, Калькутты и Бангалора.
Помимо посредничества, Saraswati Saree Depot Limited управляет двумя магазинами в Махараштре (в Колхапуре и Улхаснагаре) и предлагает каталог продукции из более чем 300 тыс. различных наименований. Свыше 90% выручки получает от продажи сари. Недавно компания диверсифицировала производство и добавила несколько новых видов одежды в ассортимент.
Сари — это топ и подъюбник, почти невидимые под длинным куском ткани (основной частью сари), который свободно обматывается вокруг тела. Сари могут быть дорогими и роскошными, но в большинстве своем это достаточно простая и практичная повседневная одежда. На рынке традиционной женской одежды в Индии на сари приходится три четверти объема продаж. По данным Statista, в 2021 году объем рынка составлял чуть менее 400 млрд рупий, из них 288 млрд рупий — это сари и 96 млрд рупий — все остальные виды традиционной женской одежды.
За прошедшие несколько лет Saraswati Saree Depot добавила в свой каталог несколько новых наименований. Например, лехенги — роскошные наряды, изначально игравшие роль свадебных. Теперь же их можно встретить на любых индийских торжествах с танцами. Лехенга состоит из того же набора предметов, но здесь главную роль играет пышная многослойная юбка, а накидка сравнительно невелика, ее набрасывают на одно плечо.
Как свадьбы стали одним из драйверов роста экономики Индии
Помимо лехенги в каталоге компании появились курти. Это рубашка до колен с воротником-стойкой, основа мужского индийского костюма, которую могут носить и женщины. В каталог услуг Saraswati Saree Depot также входят поставки материалов для платьев под раскрой и пошив фирменных костюмов и рубашек для мужчин.
Как прошло IPO
В начале августа Saraswati Saree Depot в рамках IPO выпустила акции на сумму около 1,6 млрд рупий. Размещение представляет собой комбинацию свежего выпуска акций в количестве 6,5 млн штук на сумму 1,04 млрд рупий и предложения о продаже акций в количестве 3,5 млн штук на сумму 560 млн рупий.
Торги по первичному размещению акций Saraswati Saree Depot прошли 12–14 августа, распределение акций было завершено 16 августа, акции были размещены на Бомбейской фондовой бирже и Национальной фондовой бирже 20 августа. Для помощи с IPO привлекли Unistone Capital и Bigshare Services.
Аналитик-исследователь Stoxbox Акрити Мехротра перед IPO отмечал, что «Saraswati Saree Depot готовится к достойному дебюту на рынке после получения ошеломляющего отклика на этапе подписки. Ожидается, что компания выйдет на листинг с премией от 20 до 25%».
Страховка, коммуникации, уголь: крупнейшие IPO в истории Индии
По словам эксперта, Saraswati Saree Depot предлагает уникальную инвестиционную возможность благодаря своему хорошо налаженному оптовому бизнесу по продаже сари b2b, который обслуживает большую сеть полуоптовых и розничных продавцов. «Сосредоточение компании на сари, дополненное успешной диверсификацией в курти, ткани для платьев и мужские костюмы, привело к существенному росту выручки и прибыльности», — заключает Мехротра. Однако после дебюта с ценой 210 рупий за акцию бумаги компании заметно подешевели и к началу сентября торговались уже на уровне 161 рупии за акцию.
Кто конкуренты
Несмотря на то что Индия проживает этап бурной модернизации и активно урбанизируется, рынок традиционной одежды только растет. По прогнозу Statista, в 2025 году он достигнет 800 млрд рупий, удвоившись в сравнении с 2021 годом.
При нынешней цене акций капитализация Saraswati Saree Depot составляет 6,39 млрд рупий ($76 млн), но она не самая крупная на рынке национальной индийской одежды. Пальма первенства здесь принадлежит бренду Manyavar (название материнской компании — Vedant Fashions), которая сделала себе имя на производстве самых скромных курти. Ее капитализация сейчас равна 310 млрд рупий ($3,69 млрд). На втором месте FabIndia с капитализацией 19,52 млрд рупий ($230 млн). Оба конкурента Saraswati вышли на рынок в 2022 году, перед этим они сделали важное изменение в стратегии: из производителей повседневной одежды для малоимущих они превратились в модные дорогие бренды.
Рынок традиционной одежды растет не из-за того, что индийцы презирают европейскую одежду, — отнюдь: «фаст-фешен», который производится в Китае и Бангладеш по западным лекалам, постепенно становится основной одеждой жителей Индии, отмечают в Economic Times. Вместо сари, хотя его приятно носить в жарком климате, для повседневной жизни индийская женщина сегодня скорее выберет футболку и шорты. Но благодаря росту благосостояния населения теперь индийцы могут позволить себе излишества, и одно из них — иметь в гардеробе дорогой национальный наряд. Это изменение, которое в течение XX века переживали и страны Европы, где этническая одежда из повседневности крестьян и бедняков превратилась в предмет роскоши. Тренд этого года — подъем сектора мужской этнической одежды, где помимо Manyavar сияют бренды Aditya Birla Fashion и Raymond.