Кинотеатры в начале ноября зафиксировали рекордную с начала года посещаемость. Участники рынка связывают это с присутствием в репертуаре сразу трех крупных семейных фильмов, а также с эффектом каникул и нерабочего понедельника
Фильмы «Огниво», «Руки вверх!» и «Возвращение попугая Кеши» обеспечили кинотеатрам рекордную по посещаемости прокатную неделю с начала года. Это следует из данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино, которые проанализировал РБК.
Так, за прокатную неделю с 31 октября по 6 ноября 2024 года (она традиционно начинается в четверг и отличается от календарной) российские кинотеатры посетили 3,8 млн человек. Средняя стоимость билетов в кино за этот период составила 391,2 руб. Самыми востребованными фильмами стали «Огниво», заработавший только за эту неделю почти 400 млн руб. (1,1 млрд руб. за все время проката), «Руки вверх!» (123 млн руб. при общих сборах 933 млн руб.) и «Возвращение попугая Кеши» (98 млн руб. при общих сборах 140 млн руб.).
Технологии и медиа Россияне стали меньше ходить в кинотеатры, но больше на них тратить
Предыдущий пик пришелся на новогодние каникулы, которые всегда отличаются рекордной посещаемостью из-за большого количества премьер и повышенным спросом на развлечения на фоне долгих праздников. Тогда на неделе с 28 декабря 2023-го по 3 января 2024 года кинотеатры посетили 7,5 млн человек, а с 4 по 10 января — 9,4 млн человек. Исключая новогодние каникулы, показатель выше прошлой прокатной недели был ровно год назад: с 2 по 8 ноября (4,7 млн).
Что происходит с кинотеатральным бизнесом
В ноябре министр культуры Ольга Любимова сообщала, что за десять месяцев 2024 года рынок кинопроката достиг 37,5 млрд руб. Это на 15% выше результата аналогичного периода прошлого года. Общее количество зрителей составило 105 млн человек. Отдельно взятые сборы российских лент превысили 29 млрд руб., количество зрителей — 83 млн человек. Таким образом, по словам Любимовой, отечественный кинопрокат почти на 80% обеспечен проектами собственного производства.
Альтернативным подсчетом сборов кинотеатров также занимается отраслевое издание «Бюллетень кинопрокатчика». По его данным, по состоянию на 3 ноября 2024 года общие сборы российских кинотеатров составили 35,6 млрд руб. Из них 23,8 млрд руб. пришлись на отечественные ленты. Общая посещаемость кинотеатров при этом составила 99,1 млн человек.
Технологии и медиа Средняя цена билета в кино в России превысила ₽400
Рост кинотеатральных сборов в 2024 году происходит на фоне повышения стоимости билетов. За прокатную неделю с 1 по 7 августа средняя цена одного билета впервые за всю историю ведения официальной статистики с 2015 года превысила 400 руб. Это рекордный показатель, за исключением аномалии, зафиксированной системой при подсчетах в период пандемии коронавируса.
Траты потребителей на билеты в кино выросли, но посещать сеансы они стали меньше. Посещаемость кинотеатров в первом полугодии снизилась на 3,6% в годовом выражении — до 73,1 млн против 75,8 млн годом ранее. Относительно 2019-го просадка была еще более заметна: тогда кинотеатры посетили 113,4 млн зрителей.
При этом на протяжении года многие запланированные к выходу ленты, в том числе российские, так и не получили прокатные удостоверения, без которых показ фильма на большом экране считается нелегальным. Например, Минкульт отказал в выдаче прокатного удостоверения фильму про поэта Бориса Рыжего «Рыжий», премьера которого была запланирована на 12 сентября. В апреле проблемы возникли у «Министерства неджентльменских дел» Гая Ричи. В итоге премьеру пришлось переносить, картина вышла одновременно в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск».
Технологии и медиа Глава «Синема Парка» — РБК: «Сказки пошли в гору, на них и зарабатывают»
Неделю назад стало известно, что дистрибьютор «Атмосфера кино» не добился прокатного удостоверения на фильм «Ученик. Восхождение Трампа» ирано-датского режиссера Али Аббаси про молодого Дональда Трампа, избранного в ноябре 47-м президентом США. Изначально релиз был запланирован на 24 октября, позже переносился несколько раз и в итоге был отменен. Картина была представлена в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и сразу вызвала недовольство команды Трампа, которая грозилась подать на авторов в суд за клевету.
Что прогнозируют участники рынка
На высокую посещаемость кинотеатров в конце октября — начале ноября повлияли период каникул и нерабочий понедельник в День народного единства, прокомментировал статистику ЕАИС глава объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино» Алексей Васясин. Исторически осень, по его словам, считается высоким сезоном для кинопроката. Себя уже проявили такие релизы, как «Огниво», высокий потенциал есть у фильмов «Зять», у новых «Елок», «Один день в Стамбуле», «Домовенок Кузя» и «Баба Яга спасает Новый год», премьеры которых состоятся в конце ноября — декабре. «До конца года запланировано много релизов с потенциалом больше 300 млн руб.», — считает Васясин.
На результатах проката в конце октября — начале ноября отразился успех трех семейных картин, считает глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. «Здесь имеет место некий кумулятивный эффект, так как зрители в предыдущие недели не видели повода для выхода в кино семьей и, можно сказать заскучали, изголодались, — утверждает Сафронов. — А здесь сразу три картины — не одно, так другое. Допускаю, что многие сначала принимали решение просто пойти в кино, а уже позднее выбирали конкретный фильм».