data-title=»Российскую нефть ESPO впервые с 2022-го начали продавать в КНР с премией» data-url=»https://www.rbc.ru/business/13/11/2024/673360c19a794738725a1f74″ > Вконтакте Одноклассники Telegram Эксклюзив Российскую нефть ESPO впервые с 2022-го начали продавать в КНР с премией Сюжет Эксклюзивы РБК Российская нефть ESPO впервые с 2022-го торгуется в Китае с премией — $0,7 за баррель к эталону Dubai, подсчитали в ЦЦИ. Эксперты связывают это с сильным спросом на основном для марки рынке, но не ожидают продолжительной динамики BRENT BRENT $71,74 -0,84% Нефтепорт «Козьмино» в Приморском крае, Россия (Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)

Российская нефть ESPO (ВСТО) снова торгуется на основном для нее рынке Китае с премией, рассказали РБК в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Подобная ситуация была типичной до 2022 года, но не наблюдалась при сравнении с ближневосточным бенчмарком Dubai уже около двух с половиной лет.

Согласно последним расчетам ЦЦИ, премия ESPO к Platts Dubai на базисе CIF (в порту потребителя) в Китае достигла около $0,7 за барр. «Последние 2,5 года наблюдался дисконт [к Dubai], но в конце октября премия вернулась», — констатирует аналитик центра Давид Мартиросян.

При этом премия на ESPO ранее уже фиксировалась по отношению к бенчмарку Brent, хотя такое сравнение менее типично. Так, в конце сентября для китайского рынка она составляла $0,2–0,5 на базисе DES (поставка в порт без растаможивания) и наблюдалась впервые с ноября 2023 года, сообщало агентство Reuters.

Почему возник дисконт

Легкая и малосернистая ESPO — премиальная российская марка, поэтому до 2022 года, как правило, торговалась с премией. Традиционно привязка ее стоимости осуществляется к ближневосточному бенчмарку Dubai, тогда как нефть основного отечественного сорта Urals продается дешевле и сравнивается с Brent.

Однако из-за геополитической ситуации с 2022 года российская нефть торгуется с дисконтами к мировым бенчмаркам. На базисе FOB (в порту отгрузки) они складываются из стоимости транспортировки товара (фрахта), скидки на CIF (в порту покупателя) и прочих переменных (например, конвертация валюты или маржа трейдера). Скидка на CIF, в свою очередь, учитывает качество нефти и политический риск на конкретном рынке.

Тем не менее изменения наблюдаются и на базисе FOB Козьмино, откуда отправляются партии ESPO. Хотя марка там по-прежнему продается с дисконтом, показатель обновил минимум последних нескольких лет. По данным на 6 ноября, он составил $1,9 за барр. резко сократившись к предыдущей неделе на 17,7%. Это произошло, несмотря на снижение стоимости ESPO на FOB на 2,1% за неделю, до $70,3 за барр. Ставка фрахта в Китай уменьшилась на 1,4%, до $2,3 за барр., что также свидетельствует о премии на рынке потребителя, отмечают в ЦЦИ.

Скидка на Urals в российских портах снизилась до минимума за год Бизнес

Ранее скидка на FOB Козьмино для марки в среднем по месяцу минимально достигала $2,6 за барр., этот уровень был зафиксирован в марте 2024-го, показывают данные ЦЦИ. В то же время премия в дальневосточном порту в последний раз наблюдалась только в феврале 2022 года, составив тогда $2,23 за барр., после чего в марте сменилась дисконтом к Dubai, сразу в размере $14,28 за барр.

Новости компаний РБК Компании Организации в сфере металлургии, которые присутствуют на рынке более 10 лет Узнайте, кто есть кто в бизнесе вашего регионаРБК Компании Как зарегистрировать юридический адрес Узнайте, какие документы нужны для регистрации юридического адресаРБК Компании Молодые компании в сфере общественного питания Посмотрите данные в региональном каталоге

Основная причина сложившейся динамики кроется в высоком спросе со стороны китайских НПЗ, объясняет Алексей Белогорьев, директор по исследованиям Института энергетики и финансов (ИЭФ). Причем речь идет как о независимых нефтепереработчиках, так и, например, о государственной Sinopec. Дополнительным стимулом стало снижение в этом году поставок в Китай арктических российских сортов Novy Port, ARCO и Varandey. В ЦЦИ добавляют, что поддержку премиальным продажам ESPO могло оказать и сокращение закупок иранской нефти.

«ESPO — наиболее востребованный в Китае российский сорт из-за его высокого качества и, что не менее важно, короткого транспортного плеча», — рассуждает Белогорьев. За марку с КНР сейчас конкурирует только Индия, однако транспортные издержки при поставках этой нефти на индийский рынок выше и при текущих ценах для НПЗ страны этот сорт не привлекателен. «Рост спроса на ESPO в Индии, наблюдавшийся этим летом, был связан с вялым потреблением в Китае, что позволило увеличить дисконты. Но при высоком спросе на китайском рынке интерес к ESPO со стороны Индии резко снижается», — говорит эксперт.

Тем не менее, считает Белогорьев, премия вряд ли удержится долго, в том числе поскольку на ее формирование повлияли относительно низкие ставки фрахта и некоторое проседание отгрузок. С учетом прогноза по снижению спроса в Китае на фоне плановых ремонтов НПЗ говорить об устойчивости такого тренда трудно, согласен Мартиросян. «Плюс внимание сейчас приковано к будущей политике [избранного президента США Дональда] Трампа. Если будут ведены пошлины на импорт нефти, за исключением Канады, то Саудовская Аравия будет вынуждена диверсифицировать поставки на рынки Азии», — рассуждает он.

Читайте РБК в Telegram.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram РБК Вино

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Главные в вине: в Москве прошел Российский винодельческий форум

РБК Вино РБК Вино

Особый стиль и внимание к деталям. Как создавали этикетки для вина в СССР

РБК Вино РБК Вино

Укрывное виноградарство: что это и как влияет на вино

РБК Вино РБК Вино

По Цельсию или по Фаренгейту? Артур Саркисян — о пользе винных рейтингов

РБК Вино РБК Вино

Эксперты рассказали, какое вино нельзя пить веганам

РБК Вино РБК Вино

Снежанна Георгиева о том, как разбираться в вине и людях

Реклама. АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК"

Авторы Теги

От admin