Фото: пресс-служба
— По данным исследовательской компании Global Market Insights Inc., мировой рынок интеллектуальных транспортных систем и автоматизации в транспорте растет почти на 9% ежегодно и уже превышает $50 млрд. Каковы оценки российского сегмента?
— Дорожное строительство в России находится на рекордных уровнях: реализуются нацпроекты, инициативы по развитию платных дорог, к 2030 году ожидается двукратный рост протяженности скоростных магистралей. Уже утвержденные на уровне государства планы предполагают порядка 10,8 трлн руб. инвестиций в развитие автомобильных и железных дорог в стране до 2030 года; эксперты прогнозируют, что в среднем рынок ИИ в России может расти на 50% в год.
Цифровизация транспортного сектора — перспективная сфера и российской, и мировой IT-отрасли. Современные дороги уже невозможно представить без IT-систем и ИИ, которые делают их удобными и безопасными. И Россия сегодня — один из мировых лидеров по автоматизации транспортной отрасли, это быстро и стабильно растущий рынок. По-настоящему этот рост лишь начинается: только за последние пару лет доля расходов на технологичные ИИ-решения в инвестициях на дороги в целом, по нашей оценке, выросла вдвое. Наша выручка за последние три года увеличилась в четыре раза, чистая прибыль — в 45 раз, такие темпы роста обычно показывают молодые IT-компании.
— Сфера технологических решений для автодорог и железнодорожного транспорта по объемам уже сопоставима с рынками информационной безопасности и центров обработки данных. Как именно применяются ИИ-решения в транспортной отрасли?
— Современные дороги — это уже не просто асфальтовое или рельсовое полотно, это сложные «умные» системы, в основе которых лежат технологии искусственного интеллекта. Решения с использованием ИИ буквально пронизывают всю транспортную инфраструктуру — от систем управления дорожным движением в городах и на магистралях, роботизированных цифровых станций на железной дороге до беспилотных автомобилей и локомотивов.
«Умная» дорога с нашей автоматизированной системой управления выявит аварию или туман и сообщит об этом водителям через информационные табло, чтобы они заблаговременно снизили скорость. Порядка 1,5 млн км российских дорог оцифровано с нашей помощью, и это основа для контроля бюджетов, идущих на строительство и содержание дорог, а также для работы других государственных систем, которыми пользуются сотни тысяч россиян.
Кроме того, мы участвуем в комплексном проекте РЖД «Цифровая железнодорожная станция»: создаем ключевые модули, некоторые из них устанавливаются на все существующие железнодорожные станции, их несколько тысяч по всей стране. Наши решения позволяют проводить интеллектуальную диагностику подвижного состава «на ходу» — на базе технологий машинного зрения, лазерного сканирования, тензометрии.
И в этом году мы открыли новое направление — робототехнику, которая позволит исключить рутинные операции и вывести человека из опасных зон. Для беспилотной «Ласточки», которая запущена на МЦК, мы принимали участие в создании технологии обнаружения препятствий. Наши цифровые двойники дорог обеспечивают безопасное движение беспилотных грузовиков по М-11.
— Беспилотные грузовики уже курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом, можно ли ждать повсеместного проникновения авто без водителей?
— Движение беспилотных авто в России — это не будущее, а уже настоящее. Но для повсеместного их применения, во-первых, нужны сами автомобили с высоким уровнем автономности. Также важна база нормативно-правовой и нормативно-технической документации для запуска такого транспорта на дорогах, и в нашей стране такая работа ведется. Во-вторых, нужна «умная» инфраструктура нового поколения, которая будет взаимодействовать с автомобилями — в частности, помогать им ориентироваться, учитывая все особенности развязок, непростые погодные условия зимой.
В рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» мы создали цифровой двойник магистральной трассы М-11 «Нева» на базе технологии связи V2X (vehicle-to-everything — «автомобиль, подключенный ко всему»). Именно это решение обеспечивает сейчас безопасное движение первых беспилотных грузовых авто. Завершаем также создание цифровых двойников для ЦКАД и планируем оцифровать М-12. К 2030 году в России около 20 тыс. км дорог должны быть включены в единую сеть беспилотных логистических коридоров.
— Рынок, очевидно, привлекателен для многих игроков. Как вы работаете в условиях конкуренции?
— Рынок интересный, но сложный: нужна отраслевая экспертиза, тут мало «коробочных» решений, нужна разработка и нового ПО, и оборудования под конкретный проект. При этом речь идет о критической инфраструктуре, и важно соблюдение и регуляторных норм, и высочайший уровень надежности всех систем.
«Телематика» работает с 2015 года, мы накопили серьезную экспертизу и можем предложить решения во всех ключевых сферах транспортной отрасли, где нужна цифровизация. Наши ключевые клиенты — корпорации, госкомпании, частные концессионеры, строительные организации, операторы дорог, органы власти, научные учреждения.
За счет развития вертикальной интеграции мы контролируем все этапы — от создания проекта, разработки программных решений до самостоятельного производства оборудования, его установки и сервисной поддержки в процессе эксплуатации. Уровень сервиса, который мы обеспечиваем, составляет 99,95%. В нашей команде более 2 тыс. высококлассных специалистов, более 70% — это разработчики программного обеспечения, системные аналитики, инженеры и другие профессионалы в своих областях.
— Вы используете собственные разработки или заимствуете их из других стран?
— «Телематика» использует только собственные решения. В нашем портфеле на данный момент 165 оригинальных разработок для транспортной отрасли, в которых используются самые продвинутые технологии, в том числе машинное обучение и нейросети, нам принадлежит 104 уникальных патента на технические решения и программные продукты.
Один из наших последних проектов «Свободный поток» — это система безбарьерного взимания оплаты на автодорогах. Она сама распознает транспортные средства, определяет их тип, выставляет счета за проезд или списывает деньги по транспондеру и выявляет нарушителей, без шлагбаумов. Это самый протяженный безбарьерный проект в мире, при этом точность распознавания транспортных средств — более 99%, это один из самых высоких показателей в мире.
— Как санкции повлияли на ваш бизнес?
— Потребовалась определенная адаптация с нашей стороны в 2022 году, но в результате эффект от перестройки бизнеса оказался положительным как для нас, так и для наших клиентов, все проекты реализовались в срок. Мы идем по пути локализации производства собственного оборудования — например, камер, тепловизоров; незначительную часть компонентов закупаем у российских поставщиков или в дружественных странах. И мы полностью независимы в части ПО — прежде всего благодаря собственным разработкам и сильной команде программистов.
— Как внедренные IT-решения влияют на экономику, оправданны ли эти инвестиции и можно ли оценить эффект от этих проектов?
— Нашими технологиями ежедневно пользуются миллионы людей по всей стране, и по-настоящему развитая технология неотличима от чуда. Технологии обеспечивают экономичность, безопасность и комфорт. Автоматизированные системы управления автодорожным движением позволяют снизить аварийность на дорогах примерно на 40%, ускорить время реагирования аварийных служб и спасать жизни. При помощи систем управления движением увеличивается пропускная способность дорожной сети, что позволяет бизнесу и государству снижать издержки за счет сокращения времени перевозки. Наши системы уменьшают ущерб от перевеса грузовых транспортных средств на 80% и сокращают затраты на эксплуатацию дорог на 25%, снижают вредные выбросы на 35%.
На железной дороге наши модули сделали возможным детальное планирование работы на сортировочных, грузовых и участковых станциях в автоматическом режиме на 24 часа вперед, решения по интервальному регулированию безопасно ускоряют движение составов. Все это позволяет заметно увеличивать пропускную способность железной дороги, уплотнять грузопотоки. За счет роботизации мы убираем людей с опасных участков, снижаем травматизм и бережем человеческие жизни.
«Умные» дороги, беспилотные авто и роботы — мы стоим на пороге глобальных изменений в транспортной отрасли, связанных с дальнейшей цифровизацией авто- и железнодорожного транспорта. В России в этой сфере еще очень много работы на годы вперед.