Компания АО «Кама» приступила к финальным испытаниям нового российского хэтчбека под названием «Атом». Совсем скоро с конвейера должны сойти первые экземпляры модели. И машине есть чем удивить автомобильное сообщество.

Корреспондент Autonews.ru посетил исследовательский центр компании в Москве, чтобы развеять витающие слухи о проекте и раскрыть все секреты нового российского ситикара.

Почему электрокар и причем тут Toyota Camry

«Атом» представляет собой приподнятый хэтчбек (клиренс — 170 мм) с электрическим двигателем. Выбор силовой установки в компании объяснили не только вопросом экологии, но и длительностью разработки. Так, создание машины с традиционным ДВС заняло бы гораздо больше времени, нежели 4 года, которые были потрачены на текущую версию модели.

«Атом» «Атом» (Фото: АО «Кама»)

«Электрическая платформа позволила нам сделать машину с более свободной внутренней компоновкой. И, конечно, мы учитываем серьезный рост популярности таких автомобилей в России», — объяснила Autonews.ru руководитель группы по связям с общественностью бренда «Атом» Дарья Томилина.

По ее словам, в планах компании сразу было заложено, что их новый автомобиль должен быть компактным и при этом очень комфортным внутри, «как Toyota Camry». Не менее важный вопрос, которому разработчики уделили много времени, — безопасность машины. В компании поспешили заверить, что тут можно совершенно ничего не опасаться. Правда, пока краш-тесты «Атома» проходят только виртуально, с помощью компьютерной симуляции.

«Тут автомобиль показывает очень хорошие результаты», — заявила Томилина.

«Атом» (Фото: АО «Кама»)

Распашные двери и составные бамперы

Одной из главных «внешних» фишек «Атома» стали распашные двери без центральной стойки для более удобной посадки в автомобиль. В компании уверяют, что такое решение уникально, оно даже было ею запатентовано. Впервые такие двери продемонстрировали еще на прототипе модели несколько лет назад, однако после этого не раз появлялись сообщения, что у серийной версии автомобиля их не будет.

«Атом» (Фото: АО «Кама»)

«Да, действительно, они очень сложные с точки зрения производства, однако такие двери с электроприводом обязательно будут на серийном автомобиле», — подтвердили нам в компании.

Еще одно интересное решение в дизайне — составные бамперы. Дело в том, что именно эти части кузова, по результатам проведенного исследования, чаще всего страдают в ДТП. Поэтому для более быстрого и удобного ремонта разработчики «Атома» придумали разборный бампер, который позволит его чинить по частям.

«Атом» (Фото: АО «Кама»)

Компьютерные игры и автопилот

Интерьер «Атома» выполнен в стиле «интеллектуального минимализма» — количество физических кнопок и экранов в салоне сведено к минимуму. Главный элемент — необычное рулевое колесо, напоминающее игровой джойстик. Непосредственно в него встроен небольшой дисплей, который вместе с системой распознавания голоса отвечают за управление всеми системами автомобиля. Причем из-за соображений безопасности вся необходимая для водителя информация будет выводиться на большой проекционный экран с дополненной реальностью на лобовом стекле.

Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)

«Для реализации всех этих идей нам не подошли уже готовые решения, поэтому на «Атом» установлена собственная операционная система с огромным функционалом и открытой архитектурой в части автомаркета. При этом она строится на игровых движках Linux и Android. За ее безопасность отвечает шлюз Kaspersky Automotive. Возможностей будет очень много, например, при желании во время парковки водитель сможет даже поиграть в компьютерные игры с помощью экрана», — рассказала Томилина.

Кроме этого, «Атом» получил продвинутый комплекс систем помощи на дороге (ADAS) второго уровня. В пространстве машина ориентируется с помощью 9 камер, 5 радаров и 12 ультразвуковых сенсоров.

«К 2030 году мы планируем прийти к полноценному автопилоту, если это позволит законодательство», — сообщила Томилина.

«Атом» (Фото: АО «Кама»)

Разумеется, у машины будут и привычные для водителя опции: подогрев сидений, беспроводная зарядка и «умная» фоновая подсветка, которая умеет предупреждать водителя об опасности (например, при открытии двери сразу же сообщит о приближающемся автомобиле).

Полный привод и своя платформа

Автомобиль построен на собственной масштабируемой платформе, над созданием которой работало около 300 инженеров, включая Харальда Грюбеля (ранее он занимал должность исполнительного вице-президента по инжинирингу АвтоВАЗа).

Платформа «Атом» (Фото: АО «Кама»)

В компании уверяют, что на этом шасси можно создавать модели с разными типами кузова — от седанов до минивэнов. Также она предполагает использование гибридной силовой установки и системы рулевого управления по проводам. Более того, эту платформу смогут использовать партнеры «Атома» для создания машин других марок.

«Интерес к платформе есть от целого ряда компаний. Пока их названия мы озвучить не можем», — сказала Томилина.

Что касается дальнейших разработок бренда, то они пока существуют только в планах. По словам Томилиной, под новой маркой будут выпускать и другие модели, однако их разработка еще пока не ведется.

«Сейчас все силы сконцентрированы на выпуске первого «Атома», — подчеркнула она.

Платформа «Атом» (Фото: АО «Кама»)

В движение автомобиль приводит один электродвигатель, установленный на задней оси, мощностью 205 л.с. Также хэтчбек получил литий-ионную аккумуляторную батарею емкостью 77 кВтч от компании-партнера «Ренэра», которая, впрочем, была доработана непосредственно специалистами «Атома». Машина может проехать на одном заряде до 500 км, а до сотни разогнаться за 8 секунд. Также у «Атома» есть функция быстрой подзарядки. С ее помощью пополнить заряд батареи для преодоления 100 км можно всего за 8 минут.

Также в будущем у модели будет полноприводная модификация. Ее дебют намечен на 2027 года.

Где, когда и сколько «Атомов» будут выпускать

Производство «Атома» будет налажено на московском заводе «Москвич» (также тут сейчас собирают еще один российский электрокар — «Москвич 3е»). Компания арендовала на предприятии сборочную линию, однако серьезно ее дооснастила. По словам Томилиной, всего на этот завод они доставили 74 контейнера с оборудованием.

«В первую очередь это касалось цехов сборки и сварки», — пояснила она.

Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)

Первые предсерийные экземпляры «зеленого» хэтчбека сойдут с конвейера предприятия до конца 2024 года, однако полноценное серийное производство модели начнется к середине следующего года. Процент локализации, как уверяют в компании, составит около 70%. Однако электронику для машины будут поставлять китайские партнеры, так как российского поставщика таких деталей найти так и не удалось.

Что касается объемов производства, то тут точную цифру в компании пока не называют, замечая лишь, что мощность линии позволяет собирать до 30 тыс. автомобилей в год.

«Разумеется, сразу выпускать столько машин мы не станем. При этом в уме мы держим цифру в 105 тыс. предзаказов на «Атом» от частных лиц и компаний. Выпуск моделей мы будем вести плавно, учитывая все договоренности с клиентами», — сказала Томилина.

Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)

В будущем производство «Атома» могут наладить в Китае. Однако там будет выпускаться версия исключительно для этой страны.

«Некоторое время назад появились слухи, что «Атом» будут выпускать исключительно в Китае. Никто поставлять собранные в этой стране машины в Россию, конечно, не будет. Есть идея наладить в КНР производство модели исключительно для местного рынка, из-за особенностей которого автомобиль будет немного отличаться от российской версии», — объяснили в компании.

Ранее в «Атоме» собирались также наладить свое производство в Венгрии. Однако из-за сложной международной обстановки от этих планов отказались. Во всяком случае, пока.

«Однако контакты с венгерской стороной мы поддерживаем», — добавили в компании.

Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)

Сколько он будет стоить

О стоимости «Атома» в компании говорят очень осторожно. По словам Томилиной, до выхода новинки на рынок еще есть некоторое время и пока можно лишь наметить примерный коридор цен, который на данный момент составляет от 2 млн до 4 млн руб.

«Разумеется, по верхней озвученной планке продавать автомобиль мы очень не хотим», — отметила она.

Также в планах компании протестировать новые форматы продаж и уйти от привычной схемы с дилерами, которая зачастую воспринимается клиентами негативно. По словам Томилиной, точно будет практиковаться онлайн-сервис, а также реализация через небольшие шоурумы в местах скопления людей.

«Атом» (Фото: АО «Кама»)

Продажи в гипермаркетах

Такая модель уже активно применяется в Китае, а также некоторыми брендами в Европе. К примеру, компания открывает небольшой шоурум (где зачастую представлен один автомобиль) в торговом центре, где потенциальные клиенты могут ознакомиться с машиной и сделать онлайн-предзаказ. Другое дело, что одновременно с этим зарубежные компании полностью от услуг дилеров не отказываются.

Ожидается, что «Атом» будет активно представлен в российских таксопарках, каршеринге и службах доставки. Причем первые крупные компании уже оформили заказы на электрокары.

Кто в конкурентах

На момент выхода на рынок в середине 2025 года «Атому» предстоит столкнуться с целым рядом «зеленых» соперников, которые уже продаются в России. Например, с тем же электрическим кроссовером «Москвич 3e», который сейчас стоит от 3 950 000 руб.

«Москвич 3е» (Фото: Autonews.ru)

Кроме этого, в Липецке собирают электрокары под маркой Evolute. Самой доступной моделью является седан i-Pro, который стоит минимум 2 850 000 руб.

Также в конкуренты можно записать Lada e-Largus. Этот автомобиль отправился в серию в сентябре 2024 года, а его стоимость составляет 2,99 млн руб. в базовой комплектации.

Lada e-Largus (Фото: АвтоВАЗ)

Распиленный Geely и тесты в Сургуте

Для тестов различных систем и узлов будущего электрокара компания создала 13 функциональных прототипов. В основном их испытания ведутся на полигонах НАМИ, а также в Китае.

В свою очередь, в московском исследовательском центре мы увидели не менее десяти моделей Toyota Prius, которые инженеры «Атома» используют для тестов разнообразных систем будущего российского электрокара. На вопрос, почему для этого выбраны именно эти японские модели, в компании отметили, что у них удачные для этого габаритные размеры и функционал.

Фото: Autonews.ru

«На некоторых из них тестируем автономную систему управления. Причем этот автомобиль может въезжать на дороги общего пользования, для чего у нас есть специальный СТС. Разумеется, в обязательном порядке в машине при этом должен находиться водитель», — рассказал представитель компании.

Также в корпоративном гараже мы обнаружили еще один тестовый мул, в котором с трудом удалось опознать китайскую модель Geometry от Geely. Дело в том, что для установки на машину нужного оборудования кузов пришлось распилить на 5 частей, а потом заново сварить. Плюс к этому, многострадальный автомобиль покрыли специальными наклейками.

Фото: Autonews.ru

Что касается тестов батарей, то для этого прототипы отправили в Сургут. Как рассказали представители компании, испытания проходили при температуре до -40 градусов и их итоги оказались успешными.

«Батарея и системная электроника эти тесты выдержали», — подчеркнули в «Атоме».

Прототип «Атом» на испытаниях (Фото: АО «Кама»)

От admin